Во что я верю.
Счастье - это так просто!

Размышления молодого отца с педстажем в 40 лет о том, как родителю включиться в образовательный процесс. Немного пафосно и метафорично, но кто захочет - тот поймёт!

                                                          Во что я верю
 
     Цель этой статьи, которая, по сути, является манифестом, заключается в том, чтобы способствовать изменению «точки сборки» в образовательном процессе. А уж если ещё точнее - заставить каждого воспитателя, родителя, педагога глубоко задуматься. Наступает время, когда мир неизбежно повернётся лицом к тем ценностям, о которых пел Джон Леннон в своей замечательной песне Imagine: нет границ, нет войн и голода, все люди владеют всеми богатствами мира. Все эти лозунги могут показаться утопичными, но альтернативы такому мироустройству не существует.  
     Есть люди на земле, благодаря которым такой порядок может установиться весьма быстро. Имя им - ДЕТИ. Глубоко убеждён, что именно они несут (приносят) нам истинные знания и демонстрируют те ценности, которые взрослые крепко подзабыли: бескорыстная любовь, дружба, открытость, постоянное творчество, вера в чудо и справедливость. Не потому ли мы улыбаемся, глядя на малышей? Даже простое созерцание их движений приводит в радостный экстаз самых мрачных и заскорузлых пессимистов. Дети, в особенности в возрасте до 3 - 4 лет - это единственный островок чистоты и праведности в человеческом обществе. Они действуют не по законам социума, но в соответствии с естественными потребностями, оставаясь всегда самими собой. Говорят то, что думают, делают то, что хотят или могут. 
      Представьте, что наш мир жил бы по «детским» законам! Даже дух захватывает от одной такой мысли. Мир без войн и денег, наполненный чистой любовью и радостью бесконечных открытий... Но тут на сцену выходит мрачная старуха по имени Педагогика. Безжалостно и изощрённо разбивает она все наши мечты, загоняя всех в привычное состояние депрессии и ужасных ожиданий.     
       Долгие годы я «просто» преподавал. Это было более или менее удачно, интересно и продуктивно. Но - самое главное - в основе моей деятельности лежало общераспространённое мнение, что дети нуждаются в обучении со стороны взрослых. Ведь все эти юные создания приходят на Землю такими испорченными и ужасными, что нужны долгие годы и усилия идеальных взрослых и даже целая наука (педагогика), чтобы превратить изначально испорченных детей в ангелов. Однако на «выходе», даже спустя десятки лет, ангелы не получаются! Зато они становятся очень похожими на педагогов, что, очевидно, и является главной целью образовательной (педагогической) работы. 
     А теперь без шуток. Приходит в этот мир невинное создание, чистое, несущее радость и истинный Свет. И вдруг кто-то начинает «учить» его, заставляя делать то и запрещая это... Кто эти смелые люди, которые берутся за воспитание ангелов? Их традиционно называют «учителями». Они убеждены, что дети ничего не знают и не понимают. 
     Но даже если допустить, что всё обстоит именно так, то преподаватель должен быть почти безгрешен сам или уметь подавлять свои «тёмные» инстинкты во время общения с детьми. Ниже - сравнительная таблица качеств детей и взрослых. Разумеется, среди взрослых попадаются иногда удивительные личности, которые смогли пронести «свет детства» через всю жизнь, остаться добрыми и чистыми. Но процент таких людей от общего количества очень маленький, и уж совсем он незначителен в преподавательской среде.
   
свойства и качества                        Дети                                              Взрослые
любовь                            бескорыстная, чистая                 чаще всего связана с сексом  (преходящая,
                           (к маме, папе. Любовь навсегда!)           непостоянная)
дружба                        бескорыстная, навсегда                 основана на корысти, взаимной выгоде
деньги               безразличное отношение                           цель и смысл жизни. больше любой ценой. 
творчество          постоянное состояние                              редчайшие случаи проявления, в крайних ситуациях
питание         в соответствии с потребностями организма    переедание, меню составляется на основе                                                                                                                               рекламируемых продуктов
                                                                                          
     Я мог бы продолжить эту таблицу и добавить многое: и страшные, разрушающие привычки взрослых (курение, злоупотребление алкоголем, наркотики, и т.д.), и безумные преступления против природы и других людей, и много ещё такого, чего дети просто не совершают.
      Возникает вопрос: так по какому праву педагогами стали взрослые?! Только потому, что они сильнее физически и больше прожили? Муравья можно раздавить, муху - прихлопнуть, а вот от слона нужно убегать, так как он сам может раздавить человека. Именно этот принцип (кто сильнее - тот прав) лежит в основе так называемой «педагогики». И вот мы, образованные, заслуженные и не очень, молодые и с опытом - включаем всю свою мощь для того, чтобы создать копии самого себя. Да-да, именно этим и занимается педагог: он воссоздаёт свою копию!  
     Я долгие годы не мог понять, почему же тысячи преподавателей работают за небольшую заработную плату и никуда не уходят. Причина абсолютно понятна: у них есть уникальная возможность обезобразить совершенное. Ведь это заложено в природе взрослого человека: всё, что прекрасно, нужно немедленно уничтожить, измазать грязью. Это приносит удовольствие и успокоение: ну вот, везде плохо, нет никаких отклонений от ужасного. Везде как у меня. Вот и хорошо! 
     А вторая причина - педагог воссоздаёт копии самого себя в своих учениках. Это ли не вечная молодость и не вечная жизнь? Науке потребуется ещё много лет, чтобы произвести клона. А вот преподаватели уже давно решили эту задачу: они закладывают частицы себя в детей, заражая их непобедимым вирусом. Я хорошо помню свою физичку, которая, как удав, смотрела на нас и «держала класс в ежовых рукавицах». Сколько же лет понадобилось мне, чтобы перестать бояться таких вот взглядов! 
     В подобных условиях дети неизбежно теряют индивидуальность и неповторимость, становятся объектом психологического насилия и в конечном итоге - превращаются обычно к 12 - 13 годам непонятно во что. Меньше это относится к тем сферам образования, где нужно что-то уметь делать руками (труд, физкультура, музыка, рисование, и .др). Кстати, именно по этой причине дети с большей охотой посещают вышеназванные предметы. Им там «не делают мозг», на этих уроках нужно просто что-то повторять за мастером. А вот всё остальное - лингвистика, история, математика, география, биология, обществознание, химия и физика - вызывает страх и ненависть поначалу, которые затем перерастают в безразличие и полное непонимание. Именно эти предметы - самый лакомый кусочек для педагогов, так как именно им предоставляется возможность вынести мозг ученику. 
     Педагогика, как самый опасный враг, предлагает объединять детей в классы. Ведь именно в группах можно проводить наиболее изощрённые опыты над детьми. При помощи отметок разделить всех на «умных» и «глупых», успевающих и отстающих. А ещё отметки позволяют манипулировать детьми и их родителями. Но самый страшный вред от групповой деятельности в том, что только в группе можно создать нужную именно преподавателю обстановку, а затем начать её «улучшать». Пришли вроде нормальные дети, но через 2 - 3 недели один вдруг начинает баловаться, другой дерётся, третий не понимает материал, четвёртый... Вот сколько трудностей! Вот сколько придуманных задач нужно решить! 
      В последнее время многие уходят на семейное образование, так называемый "хоумскулинг". Но удивительное дело - даже туда пробирается эта ужасная Педагогика. Она начинает диктовать свои законы и правила. Появляются методики, схемы и прочее. Но это всё = смерть творчеству. Для чего же тогда нужно было начинать? Не удивлюсь, если через пару лет родители-семейники начнут писать отчёты в департамент образования и выявлять лучших. Затем появятся рейтинги, лучшие квартиры, дома, семьи... Ну и, как положено - конференции, собрания, педсоветы. 
     Я уже более 5-ти лет каждый день работаю с детьми, которые ушли из школы в семейное образование. Сказать, что они умнее, способнее или уравновешеннее, чем обычные школьники, - не могу. И я не верю, что домашнее обучение в нынешнем виде (репетиторы, которыми чаще всего являются всё те же школьные преподаватели; родители, которые с трудом понимают, что и как делать теперь, без школы; необходимость постоянного отчёта перед школой и т.д.) очень сильно по смыслу и конечному результату будет отличаться от среднестатистического. 
      Я верю в то, что подлинная альтернатива и подлинные изменения начнутся только тогда, когда сами родители активно включатся в процесс образования. Но для этого им нужно отказаться от шаблонов и стандартов, которые заложены были старой школой. Многие родители сегодня пробуют обучать своих детей. Но мало у кого получается. Во-первых, родители торопятся! Они думают, что без школы смогут ускорить образовательный процесс в разы. Но это не так! До этого нужно дожить, нужно учиться и совершенствоваться. Как часто я вижу ребёнка - «семейника», который просто сидит дома один, скучая и «ковыряясь» в компе, в то время как его родители активно зарабатывают» на жизнь. Так не пойдёт! Тогда лучше возвращайтесь в школу.
      Я верю в то, что сегодняшние лидеры альтернативного образования (в следующих статьях расскажу о них подробно) способны обучить многих родителей. Но опять же: это непростой и достаточно длительный процесс! И не факт, что все даже после этого обучения смогут стать достойными учителями для своих детей. Причина проста: взрослые не умет сдерживать свои эмоции. Они психуют, кричат на детей, повышают голос, необоснованно наказывают. Это всё свидетельствует о том, что родители воспроизводят наихудшие свойства педагога: не создавать ситуацию для творчества, а непременно получить от ребёнка ответ, который должен совпадать с заранее установленным. Если вдруг такого не происходит, то начинается «разбор полётов», появляется раздражение, психи и пр.  
      После многих лет работы один на один с ребёнком, я отказался (примерно года 3 назад) от подобной практики. Только вместе с мамой или папой! Результаты просто ошеломляющие! Все без исключения взрослые заявляют, что только с этого момента они начинают видеть своего ребёнка и понимать его истинные потребности и проблемы. Более того - они видят весь процесс, в его развитии. Это - самый интересный сериал, это и есть самая Жизнь!  
      Вы помните, я начинал с некоторых мечтах из песни Imagine: нет войн, нет голода и нищеты, все люди владеют миром... Я верю, что это очень легко осуществить: нужно поставить во главу всех процессов РЕБЁНКА. Ему нужен мир, а не войны. Здоровая и весёлая мама, а не издёрганная проблемами женщина. Чистый воздух и стадионы, а не автомобильные стоянки и заводы посреди города. Ему нужна любовь и забота, а не подачки от богатых людей, которые сконцентрировали блага мира в своих руках. Всё, что против ребёнка, нужно объявить незаконным и мерзким, общественно презираемым. Именно на этот путь уже начинают вставать многие страны, например Финляндия, Исландия, Норвегия и Швейцария. В законодательствах многих других появляются статьи, которые ведут к созданию условий для развития детей и их безопасного проживания. 
        Я верю в то, что и Россия сможет подняться только в том случае, когда ДЕТСТВО станет главной заботой нашего общества на всех уровнях. Начнут родители, продолжат новые дети, - смелые, умеющие думать и отличать чёрное от белого, живущие не по законам рекламы и телесериалов. Трудно ли это? Да! Так начни с себя, родитель! Прежде, чем бросить бумажку на землю, вспомни, как часто ты учишь своего ребёнка не делать этого.
      Курящая мама - что ты делаешь?! Разве для этого ты пришла сюда? Какой пример показываешь? Как тебе не стыдно? Просто задумайся на секунду... 
      Сорвался, нахамил, обманул кого-то. А для чего? Твой ребёнок будет таким же. Неужели ты хочешь, чтобы он жил в мире хамов и подлецов?
      Я верю в то, что именно родитель есть пример для детей. Постоянный, живой, настоящий. Так что, дорогие мамы - папы, - перестаньте учить детей! Но будьте примером для них. Всегда, везде, во всём. А чтобы найти ответ, как поступить - чаще смотрите на Небо и в глаза детей, а не себе под ноги. Вот в такую ПЕДАГОГИКУ я и верю! 
       

 

Король Did